Помощь проектуОказание нематериальной и материальной помощи
ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»(846) 956-06-01 Время работы с 9:00 до 17:00
Вопрос-ответ
Вы можете задать вопрос, позвонив по телефону: 8 800 345 89 09 или воспользоваться формой обратной связи
Задать вопрос

Ваше письмо отправлено на проверку.
Если вопрос покажется интересным, он в скором времени появится на сайте.
  • Как себя вести, если ребенок захочет встретиться с биологическими родителями?

    Взаимоотношения с биологическими родителями – это одна из самых болезненных тем для родителей, которые взяли в свою семью ребенка. Здесь нужно быть поистине му¬дрым человеком, для того чтобы найти ту золотую середину, которая позволит и ребенку вырасти гармоничным человеком, не отвергающим свои корни, и в замещающей семье создать атмосферу открытости, принятия, бесконфликтности.

    Проблема взаимоотношений приемного ребенка с членами его родной семьи очень сложная как для самого ребенка, так и для замещающей семьи. У ребенка, даже если его отделили от кровной семьи совсем маленьким, остается эмоциональная связь с ее члена¬ми. Бывают такие ситуации, что приемные дети, особенно девочки, очень хотят общаться с родной мамой, постоянно говорят об этом, пишут в дневниках. Чем меньше ребенок об¬щается с членами биологической семьи, знает о них, тем они более идеализированы в его фантазии. Замалчивание или отрицательные отзывы о биологической семье препятствуют его принятию в замещающей семье. При переживании чувства обиды ребенок начинает думать, что в новой семье его не любят, а родные отнеслись бы к нему с большим понима¬нием. При хороших отношениях его гложет иногда малоосознаваемое чувство, что, любя членов замещающей семьи, он предает своих. Вина за это может преследовать их всю жизнь, способствуя формированию депрессивных реакций. В преодолении чувства вины может помочь психолог, однако и замещающие родители могут помочь ребенку. 

    Еще один важный вопрос, который часто волнует родителей – стоит ли рассказывать ребенку о его кровных родителях, правда о которых неприятна и неприглядна (например, в пьяном виде отец убил мать и теперь сидит в колонии). В этой очень непростой ситуации не стоит забывать, что дети, как правило, очень хорошо помнят свое прошлое. А так как память имеет свойство сглаживать неприятные и идеализировать приятные моменты, то о своих кровных родителях, особенно о матери, дети могут иметь самые хорошие воспоминания. Если же утаивать от ребенка его неприятное прошлое, оно может тревожить его, например, напоминая о себе в неприятных снах. 

    Как правило, замещающие семьи отрицательно относятся к контактам ребенка с его семьей. Они считают, что биологическая семья плохо на него влияет, что после встречи с ней ребенок становится неуправляемым. Замещающие родители боятся, что ребенок не будет их любить, принимать их ценности и правила жизни. Однако это не совсем так. Аб¬солютный разрыв со своей семьей ребенок все равно станет ощущать как насилие. И это начнет выражаться в протесте против тех, кто этому способствует, в формировании так называемого синдрома приемного ребенка. «Неуправляемое» поведение ребенка после встречи с родными нередко объясняется особенностями психики, свойственными любому ребенку. Ему трудно переключиться из одной важной для него ситуации на другую. 

    Как же правильно строить взаимоотношения с кровной семьей ребенка:

    • Замещающие родители ни в коем случае не должны осуждать биологических родите¬лей, говорить о них плохо, даже из лучших побуждений и намерений оградить ребенка от возможных психических травм. 
    • Помните о важности биологических родителей для эмоциональной жизни ребенка и никогда не относитесь к биологическим родственникам приемного ребенка небрежно или неуважительно.
    • Биологические корни нужны ребенку на протяжении всей жизни. Следует поощрять принятие ребенком своих родных, это крайне важно для гармоничного развития его лич¬ности. Поэтому если у ребенка сохранились хорошие воспоминания о кровных родителях, следует поддерживать их, не давать забыться.
    • Какой бы неприятной не была правда о кровной семье ребенка, по мнению специали¬стов, все-таки лучше рассказать о ней ребенку, максимально тактично и осторожно, избе¬гая резких выражений и осуждений. 
    • Постарайтесь почувствовать благодарность к кровным родителям, благодарность за то, что они родили этого ребенка, за то, что вы можете быть с ним.
    • Если придерживаться подобной тактики в отношениях с ребенком, то возможная встреча его в дальнейшем с биологическими родителями, не вызовет опасений ни у КВУ, ни у самого ребенка. Важно только помнить о том, что замещающие родители должны присутствовать при этой встрече, осуществляя психологическую поддержку ребенка.
  • Как протекает процесс адаптации и как безболезненно преодолеть этот период?

    Попадая в новые условия, усыновленный ребенок и его новые родители будут испытывать состояние, которое называется адаптацией - процессом привыкания, притирания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям. 

    Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будет разное. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Как же сделать так, чтобы, перешагнув порог вашего дома, ребенок захотел в нем остаться? 

    Для этого необходимо понимать, как же адаптация протекает. Выделяют три стадии процесса адаптации. Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей. 

    Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. В этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п. У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение. Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. 

    Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы усыновителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый - проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным. 

    Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. «Мы желаем ему добра – а он… Мы его так любим, а он нас не ценит», - обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели всегда так будет?!» Могут появиться и "крамольные" мысли: «А зачем нам вообще был нужен этот ребенок? Как было тихо и спокойно вдвоем…  А может быть вернуть его туда, откуда взяли, ведь он уже привык к тому образу жизни, к детям?». Оправдывая себя, родители начинают искать в ребенке недостатки, вызванные "ущербной" наследственностью: плохая память, туго соображает, слишком подвижный и тому подобные дефекты, не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребенка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно. К сожалению, есть семьи, которые видят выход из сложившейся ситуации в разводе: "Ты хотел (хотела), вот ты и воспитывай!" 

    Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам или таким же усыновителям. Сейчас большие возможности для обмена информацией, поделиться проблемами предоставляет интернет. 

    Третья стадия - «Привыкание», или «Медленное восстановление». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то теперь он покидает их игры, выбирает компании близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности с взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям. 

    Итак, резюмируя все вышесказанное, становится понятно, что для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально. 

    Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него на душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен…  Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и усыновленным ребенком. 

  • Как рассказать ребенку о том, что он усыновлен? И стоит ли это делать?

    Это один из наиболее волнующих КВУ вопросов. В первую очередь, родители должны решить для себя – действительно ли они хотят, чтобы ребенок знал, что он усыновлен. Существуют три пути развития данной ситуации:

    Первый – это сохранение тайны усыновления в течение всей жизни ребенка. Никто и ни при каких обстоятельствах (ни в 5, ни в 18, ни в 30 лет) не должен сказать ребенку, что он усыновлен. Второй – отрицание самого факта усыновления. Тайна усыновления также сохраняется в течение всей жизни ребенка. Если кто-то случайно или намеренно говорит ребенку о том, как он появился в семье на самом деле, родители отрицают эту информацию и пытаются ненавязчиво убедить его в том, что это неправда (указать на семейных фотографиях общие черты, найти сходные привычки и т.д.).   Третий – раскрытие тайны усыновления. Прежде всего, есть определенный возраст, в котором лучше всего это сделать – 4-7 лет. В данном возрасте ребенок начинает задавать вопросы: «Откуда я появился?»; формируется осознание себя в окружающем мире; становится самостоятельным и доступным информации извне. Если тайна будет раскрыта в это время, то у ребенка будет достаточно долгий период до подросткового возраста, чтобы свыкнуться с мыслью об усыновлении и задать все интересующие его вопросы.   

    Наилучшим способом раскрытия тайны усыновления является использование готовой или сочинение собственной сказки о том, как ребенок появился в семье. Также существуют общеизвестные сказки, мультфильмы и телефильмы, помогающие приподнять завесу над тайной усыновления: «Волк и теленок», "Мама для мамонтенка", «Сказки про Марту», «Кошкин дом», «Свои дети», «Семейный дом» и т.д.

  • Состояние здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых находятся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

    Заболевания, наиболее часто встречающиеся у детей в возрасте до 1 года

    • Перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС) (поражение центральной нервной системы обусловлено проблемами протекания беременности матери ребёнка).

      ПП ЦНС может быть выражено:

      • а) нарушением гипоксическо-ишемического генеза (кислородная недостаточность, которая приводит к нарушению питания  сосудов головного мозга и как следствие этого наличие у ребёнка признаков неврологических заболеваний (повышение или снижение сухожильных рефлексов));
      •  б) двигательными нарушениями (беспокойство ребёнка, задержка моторного развития: ребёнок позже начнёт сидеть, стоять и ходить);
      • в)  задержкой психо-речевого развития (ЗПРР) (снижение психически адекватной реакции на проиходящие вокруг ребёнка события); 
      • г) вегетовисцеральными нарушениями (повышенная потливость, несовершенная (нарушенная) терморегуляция организма, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта: срыгивание,  кишечные колики, неустойчивый стул);
      • д) мышечной дистонией (повышенный или пониженный тонус рук, ног и общая мышечная вялость (гипотония)).
    • Врожденные пороки сердца:
      • а) ООО – открытое овальное окно (наличие отверствия между двумя  предсердиями, в большинстве случаев к возрасту 1 года ООО закрывается и в дальнейшем не имеет никаких последствий);
      • б) ДМПП – дефект межпредсердной перегородки (нарушение работы сердца, которое требует наблюдения врача-кардиолога и при наличии показаний – оперативного лечения);
      • в) ДМЖП – дефект межжелудочковой перегородки  (нарушение работы сердца, требующее оперативного лечения).
    • Профилактическое лечение сифилиса (если установлено, что мать ребёнка имела диагноз сифилис, то ребёнок получил профилактическое лечение, в дальнейшем требуется наблюдение за кожей со стороны дерматолога, сдача анализов крови в возрасте 1 года, при наличии отрицательных результатов анализов ребёнок снимается с учёта).
    • Перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции (мать ребёнка ВИЧ-инфицирована, ребёнок внутриутробно имел контакт по ВИЧ-инфекции, что отрицательно влияет на иммунитет ребёнка.  До 1,5-летнего возраста ребёнок состоит на учете у инфекциониста, ведется контроль анализов крови. При наличии 2-х отрицательных анализов крови на ПЦР (полимеразно-цепная реакция) и 2-х отрицательных анализов на ВИЧ методом ИФА (иммунно-ферментный анализ) (забор крови на указанные анализы производится с интервалом в 2-3 месяца в обоих случаях) по достижении 1,5-летнего возраста ребёнка диагноз перинатальный контакт по ВИЧ снимается и ребёнок считается здоровым);
    • Носительство  HBsAg (гепатита В) и (или) HCV (гепатита С) (мать ребёнка имела диагнозы хронический вирусный  гепатит В и (или) С, ребёнок внутриутробно имел контакт по этим гепатитам, что в дальнейшем может привести к поражению печени. Такой ребёнок получает консультацию гепатолога, в дальнейшем его  наблюдает врач-инфекционист, проводится забор крови на анализ, срок наблюдения  такого ребёнка у инфекциониста составляет 2-2,5 года).
    • Дисплазия тазобедренных суставов (незрелость костной ткани в тазо-бедренных суставах, ребёнок нуждается в наблюдении и лечении у ортопеда. При наличии такого диагноза и в случае поздней его диагностики у ребёнка может быть нарушена походка («утиная» походка), искривление позвоночника).
    • Внутриутробная инфекция (ВУИ) (если мать имела нижеперечисленные инфекции, то они отрицательно воздействуют на состояние здоровья ребёнка. Внутриутробные инфекции определяются лабораторно -  при исследовании крови).
        Внутроиутробные инфекции бывают следующих видов:
      • цитомегаловирусная (наличие данной инфекции отрицательно влияет на состояние печени, нервной системы),
      • токсоплазмоз (наличие данной инфекции может привести к тугоухости, снижению зрения, заболеваниям нервной системы, также снижается иммунный статус ребёнка),
      • хламидийная (ребёнок часто болеет простудными заболеваниями: бронхиты, пневмонии; гнойными воспалениями глаз),
      • вирус простого герпеса (возможно поражение центральной нервной системы, глаз, кожи и слизистых  полости рта).
    • Синдром задержки внутриутробного развития (СЗВУР) (снижен вес ребёнка, имеется задержка моторного развития (ребёнок позже начинает сидеть, стоять, ходить, что может являться следствием  наличия у ребёнка внутриутробных инфекций).
    • Анемия (малокровие, снижение гемоглобина в крови), гипотрофия (снижение веса ребёнка относительно возрастной нормы вследствие неполноценного питания матери во время беременности или наличия других причин, что требует дополнительного обследования ребёнка).
    • Ангиопатия (нарушение кровоснабжения сетчатки глаза, что может привести к временному нарушению зрения).

    Заболевания, наиболее часто встречающиеся у детей в возрасте от 1 года до 3-х лет

    • Последствия перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС) (перинатальное поражение ЦНС – диагноз, который выставляется у детей в возрасте до 1 года):
      • а) с гидроцефальным синдромом (повышенное содержание жидкости в головном мозге, быстрая утомляемость, головные боли, беспокойство, срыгивание),
      • б) с гипердинамическим синдромом (расторможенность ребёнка, неусидчивость),
      • в) с невротическими реакциями (истерики).
    • Вираж туберкулиновой пробы (проникновение в организм ребёнка теберкулёзной палочки, которая вызвала повышенную чувствительность к туберкулину. Наличие такого диагноза  свидетельствует о необходимости проведения противотуберкулёзного лечения; ребёнок нуждается в наблюдении фтизиатра).
    • Задержка психоречевого или психического развития (ЗПРР, ЗПР) (ребёнок начинает поздно говорить, плохо говорит, не может сконцентрировать внимание).
    • Плоско-вальгусные стопы (деформация нижних конечностей, которая может в дальнейшем перейти в плоскостопие).
    • Сходящееся косоглазие, гиперметропический астигматизм (дальнозоркость, снижение зрения).
    • Атопический дерматит (диатез, кожные высыпания).
    • Пупочная грыжа (выбухание в области пупочного кольца, следствием этого могут быть боли в области живота, бепокойство и плач ребёнка).

    Заболевания, наиболее часто встречающиеся у детей в возрасте от  3-х  до 7-и лет

    • Нарушение осанки (сутулость).
    • Сколиоз (костная деформация позвоночника, его искривление).
    • Кариес (поражение зубной эмали, как следствие этого – зубная боль).
    • Миопия (нарушение зрения - близорукость).
    • Вегето-сосудистая дистония (ВСД) (нарушение нервной регуляции сосудистой стенки и как следствие - отклонения артериального давления от нормы, головные боли, быстрая утомляемость).
    • Гипертрофия нёбных миндалин (ГНМ), гипертрофия аденоидов (заболевания лор-органов: частые простудные заболевания – ангины, воспаления в области глотки; заложенность носа, нарушение носового дыхания).
    • Задержка психического развития (ЗПР), задержка речевого развития (ЗРР), отставание нервного развития (ОНР) I, II или III уровня (у ребёнка плохая память, он не может сконцентрировать внимание, имеет бедный для его возраста словарный запас, снижен  кругозор).
    • Социально-педагогическая запущенность (ребёнку не привиты санитарно-гигиенические навыки, он не приспособлен к быту, замкнут, не хочет и не умеет общаться, играть с детьми, плохо понимает обращенную к нему речь, не реагирует на обращенные к нему просьбы взрослых и детей).

    (Диагнозы, указанные в п. 6 и 7 имеют место быть  у детей из неблагополучных семей и обусловлены тем, что воспитанием, развитием и обучением таких детей родители не занимались).

  • Различие в формах устройства детей в замещающие семьи граждан.

      Статьей 123 Семейного Кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
    • усыновление (удочерение);
    • опека, попечительство;
    • приемная семья;
    • иные формы, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

    Статьей 16.1. Закона Самарской области от 02.04.1998 № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области», а также постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2011 № 659 «Об утверждении Положения о патронатном воспитании в Самарской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» введена такая семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатное воспитание. 

    Усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели являются законными представителями по отношению к переданным им на воспитание детям, представляют интересы ребенка во взаимоотношениях с различными органами государственной власти, организациями и учреждениями, а также обеспечивают защиту и реализацию законных прав и интересов ребенка. 

    Усыновление. При усыновлении права и обязанности, усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей, то есть усыновление практически выступает для усыновителей и усыновленных как родство первой степени по происхождению. Правовые последствия усыновления устанавливаются бессрочно и существуют всегда. Исключение составляет отмена усыновления – судебный акт, прекращающий данные правоотношения на будущее время. Правовой статус усыновителя предполагает появления у данного лица всего объема родительских прав, в том числе возникновение, алиментных и наследственных правоотношений. Установление усыновления производится судом в порядке особого гражданского судопроизводства. Усыновители обязаны содержать самостоятельно усыновленного ребенка. 

    Опека, попечительство. Права и обязанности опекуна и попечителя по отношению к подопечному ограничены сроком (до достижения ребенком 18 лет или объявлении его полностью дееспособным (эмансипированным). На содержание ребенка в семье опекуна и попечителя государством выплачиваются денежные средства (за исключением случаев добровольной передаче ребенка по заявлению его родителей под опеку, попечительство). Между опекуном, попечителем и подопечным не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Опекуны, попечители назначаются актом органа опеки и попечительства. 

    Приемная семья. Является возмездной формой опеки. Приёмный родитель за выполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка получает денежное вознаграждение. На содержание ребенка ежемесячно государство выделяет денежные средства. Приемные родители по отношению к переданному ребенку наделяются правами и обязанностями опекунов, попечителей. Между приемным родителем и переданным на воспитание ребенком не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Приемная семья образуется на основе двухстороннего договора, заключаемого между приемным родителем и органом опеки и попечительства. Заключаемый договор является разновидностью гражданско-правого договора возмездного оказания услуг. 

    Патронатное воспитание. Форма устройства ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, являющегося воспитанником учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или находящегося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Патронатные воспитатели по отношению к переданному ребенку наделяются правами и обязанностями опекунов, попечителей. Между патронатным воспитателем и переданным на воспитание ребенком не возникают алиментные и наследственные правоотношения.  Патронатный воспитатель за выполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка получает денежное вознаграждение. На содержание ребенка ежемесячно государство выделяет денежные средства.  Патронатное воспитание устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется на основе двухстороннего договора о патронатном воспитании, заключаемого между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства.

1 2 3 4 5
Отправка на E-mail

Ссылка успешно отправлена на указанный вами E-mail